Муниципальное бюджетное
  образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная
      школа №45" г. Братска
665730, Иркутская обл., г.Братск, ул. Олимпийская 25. Тел. (3953)367591

Результаты мониторинга обучающихся

 

            Оценить влияние внешних или внутренних факторов на процесс профессионального самоопределения, а также профессиональные предпочтения выпускников  школы помогает диагностические исследования, в частности, анкета жизненного и профессионального самоопределения (авторы П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев).
            Результаты ответов обучающихся 9,11 классов  на вопрос, какие факторы оказали влияние на выбор Вами области будущей профессиональной деятельности:

 

9 класс

11 класс

1

Будущая профессия, которую Вы уже окончательно выбрали для себя

8

19

2

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

21

27

3

Профессии родителей

7

2

4

Школьные предметы, которыми бы Вы хотели углубленно заниматься

21

26

5

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

2

2

6

Собственный практический опыт профессиональной

11

14

7

Примеры и опыт друзей, знакомых

4

2

8

Советы родителей или других родственников

4

3

9

Рекомендации учителей

6

2

10

Дополнительное (внеклассное) образование

4

1

11

Пока ничего не повлияло, выбор не сделан

11

1

           
рисунок 1

Среди факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, выделяется преобладающий фактор  школьные предметы, которыми обучающиеся хотели бы углубленно заниматься, а также желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении. Значителен фактор будущей профессии, которую они уже окончательно выбрали для себя. Кроме этого, присутствует собственный опыт профессиональной деятельности, как в 9, так в 11 классе. Невелик показатель  советы родителей или других родственников примеры и опыт друзей, знакомых, дополнительное образование, который снижается к 11 классу.  Если в 9 классе выбор еще не сделан у 11%, то в 11 классе у 1% обучающихся. Все эти факторы влияют на формирование представлений у подростков об актуальности, востребованности, финансовой сторонах различных профессий.
Результаты ответов на вопрос, какие факторы Вы считаете наиболее важными при выборе Вами будущей профессии (а также специальности, должности, места работы):

 

9 класс

11 класс

1

Соответствующий Вашим особенностям характер работы (умственная-физическая, опасная-безопасная, творческая-монотонная и др.)

16

17

2

Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, напряженность рабочего графика и др.)

13

15

3

Возможность постоянного повышения квалификации

10

7

4

Сообразность развитию задатков Вашей личности

5

10

5

Возможность профессионального роста, успешной карьеры

18

20

6

Востребованность на рынке труда

12

11

7

Достаточная престижность профессии

10

5

8

Достойный уровень оплаты труда

14

15

9

Ничего, просто нравится такая профессия

2

0

           
рисунок 2
При выборе профессии обучающиеся считают наиболее важными (по убыванию):   возможность профессионального роста, успешность карьеры;  соответствующий особенностям характер работы;  достойный уровень оплаты труда.   Кроме этого, важным считают   благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, напряженность рабочего графика и др.), востребованность на рынке труда.
Таким образом, полученные результаты говорят о том, что на профессиональное самоопределение большинства выпускников 11-х классов большее влияние оказывают факторы, которые можно обозначить как внутренние: информированность, наличие способностей, нужных для освоения профессии и т. п. В меньшей степени на этих учащихся оказывают влияние факторы, которые можно отнести к внешним: советы родственников, учителей, знакомых, средства массовой информации, престижность профессии и т. п. Это вполне объяснимо, так как личностные особенности старшеклассников позволяют им адекватно оценивать свои возможности и интересы и соразмерно делать выбор. Учащиеся 9 класса больше ориентированы на внешние факторы. Это обусловлено тем, что эти учащиеся менее способны учитывать свои внутренние возможности и особенности личности, а поэтому чаще прибегают к подсказке окружающих.
Среди традиционно проводимых мероприятий в МБОУ "СОШ №45 на повышение профессиональной ориентации выпускников положительное влияние оказывают: спецкурсы по профориентации "Профессиональный выбор: секреты выбора профессии" -9 класс,  встречи с представителями различных профессий, встречи с представителями  колледжей, вузов, посещение Дней открытых дверей учебных заведений города, фестивалей, проведение диагностических процедур представителями кабинета профориентации г. Братска, экскурсии на предприятия,  консультации со школьным психологом по вопросам профориентации. Так, на вопрос, какие предложения Вы считаете необходимо осуществить в 10-11 классах для Вашего успешного профессионального самоопределения, получены следующие результаты:

 

9 класс

11 класс

1

Увеличить объем сведений о мире труда людей и профессий

11

12

2

Ввести в школы предметы типа: «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха» и др.

9

12

3

Увеличить возможности формирования и самодиагностирования профессионально важных качеств

7

15

4

Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях

9

14

5

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия

18

7

6

Организовать технологические и профессиональные практики

11

10

8

Предоставить возможность выполнения профессиональных проб по основным школьным предметам

5

7

10

Учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов

8

10

11

Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения

10

13

12

Ничего менять не надо

12

0

            Обучающиеся 9 класса предлагают проводить экскурсии на предприятия – 18%,   ничего менять не надо считают 12%, организовать технологические и профессиональные  практики и  увеличить объем сведений о мире труда людей и профессий по 11% соответственно. Незначителен показатель предоставления возможности выполнения профессиональных проб по основным школьным предметам - 5% и т.д.
Одиннадцатиклассники считают, что следует увеличить возможности формирования и самодиагностирования профессионально важных качеств - 15%, также увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях – 14%. Организовать технологические и профессиональные практики  и учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов – по 10% соответственно, организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения, считают необходимым 13%. Это ещё раз доказывает, что большинство выпускников руководствуются  при выборе профессии в большей степени внутренними факторами, а не внешними.
Среди факторов, которые могут помешать осуществить профессиональные планы, обучающиеся выделяют, прежде всего, неполноту знаний об особенностях выбранной профессии, трудности получения профессионального образования и освоения профессии, невысокую вероятность найти работу по специальности, резкие изменения рынка труда., недостаточное знание своих качеств и способностей. Осуществить проф. планы может помешать неправильный выбор места продолжения образования, профессии, специальности, недостаточное знание своих способностей, возможностей,  семейные обстоятельства. И на последнем месте по выбору ответов проблемы со здоровьем, семейные обстоятельства, материальное положение семьи.

Актуально:

Министерство образования РФ



Единое окно доступа к образовательным ресурсам


Удиная коллекция цифровых образовательных //ресурсов


Федеральный центр образовательных ресурсов


Электронный дневник

Портал итоговой аттестации

Портал итоговой аттестации

Федеральный институт педагогических измерений