Муниципальное бюджетное
  образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная
      школа №45" г. Братска
665730, Иркутская обл., г.Братск, ул. Олимпийская 25. Тел. (3953)367591

Синдром третьей четверти

Синдром третьей четверти

         Вот и незаметно  наступила середина учебного года. Все мы учились в школе и знаем, что во втором полугодии вдруг становится тяжело учиться. Уроки кажутся длинными, учитель говорит быстрее и непонятнее, чем раньше, утром не встать, а к вечеру после девяти ничего не лезет в голову. Каждый день тянется долго, и недели нет конца...


Что же происходит с детьми к середине учебного года?
Третья четверть по праву считается самым долгим и трудным периодом в учебном году. Погодные условия (короткий световой день, перепады атмосферного давления, температур и т. д.), монотонная длительная работа, постоянное напряжение, отсутствие перспективы близкого отдыха (до каникул ещё долго) нагнетают внутреннюю тревогу, подрывают здоровье ребенка и провоцируют депрессивные настроения в детском коллективе. На фоне всеобщей усталости и повышенной раздражительности мелкие проблемы и зоны напряжения во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками вырастают в острые конфликты. По данным статистики, именно на третью четверть приходится максимальное количество обращений к школьному психологу и социальному педагогу. В лексиконе даже появился новый термин – «синдром третьей четверти», который подразумевает ярко выраженную усталость, жалобы на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, сниженное внимание. К этому следует добавить, что на большей территории России третья школьная четверть (с середины января до конца марта) приходится на период максимального эпидемиологического неблагополучия. В некоторых регионах из-за эпидемий гриппа и ОРВИ приходится останавливать учебный процесс. Свой вклад в тревожную картину третьей четверти вносит и учебный план. Все предметные программы построены так, что самый сложный и объемный материал изучается именно в третьей четверти. Чаще всего в феврале-марте проходят всевозможные олимпиады, тестовые испытания, ответственные контрольные, влияющие на годовые отметки. Для выпускников начинается финишная прямая, которая заканчивается самыми сложными и ответственными аттестационными испытаниями – ГИА (государственная итоговая аттестация, сдается выпускниками 9-х классов) и ЕГЭ (единый государственный экзамен, 11-й класс).


Попробуйте ответить, наблюдаются ли у вашего ребенка следующие особенности поведения:
• делает «глупые» ошибки в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;
• подолгу сидит без дела  или  бессмысленно манипулирует предметами;
• не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться, хотя раньше этого не наблюдалось;
• более обычного вял, плаксив или сонлив;
• засыпает в непривычное для него время;
• часто грубит или обижается;
• не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
• во время письма часто меняет почерк;
• сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке;
• стал прогуливать уроки;
• когда рисует, использует в основном коричневые и черные тона;
• испытывает головные боли во второй половине дня;
• появились темные круги под глазами;
• подхватывает любую инфекцию.
Если хотя бы на семь вопросов вы ответили «да», то ваш ребенок, вероятнее всего,  стал жертвой синдрома "третьей четверти".  В данном случае одних рекомендаций и дополнительного отдыха может оказаться недостаточно – потребуется консультация врача. В современной медицине есть средства, помогающие справиться с повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой.


Чтобы избежать вышеописанных состояний, последуйте общим рекомендациям психологов:
БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ
Пройти, пробежать, проскакать ученик младших и средних классов должен около 7 км в день. Гулять – в идеале 2 часа каждый день. Не позволяет расписание? Вытаскивайте ребенка на 30–40-минутную активную вечернюю прогулку.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫСЫПАТЬСЯ
Маленькие дети должны спать 9–10 часов, подростки – не меньше 8. Если он не может успокоиться и отправиться в кровать, посоветуйте ему расслабляющие ванны с валерианой, шалфеем, хмелем, напоите молоком с медом.
ЕСТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ЕДУ
Свежие фрукты и овощи, морепродукты и водоросли, орехи, семечки и мед должны быть на столе каждый день. Чем меньше тепловой обработки, тем лучше – ведь нужно сохранить максимум витаминов. Не забывайте про рыбу, особенно семгу или форель.
ПРОВЕРЬТЕ ДАВЛЕНИЕ
Если ребенок похудел, под глазами появились синяки, ухудшился сон – он явно переутомлен. У многих детей, особенно девочек, оно может спровоцировать скачок давления, а это уже опасно. Обзаведитесь тонометром и меряйте давление ребенку. У детей 8–10 лет норма систолического («верхнего») давления составляет 76–99 мм рт. ст., а диастолического («нижнего») — 43–61 мм рт. ст. У 11–13-летних – соответственно 83−108/45−65. У подростков 14–17 лет – в пределах 90−117/50−70. Усредненный показатель 90/60 можно считать нормой.
ЧТОБЫ  ГЛАДИЛИ  ПО ГОЛОВЕ
У психологов есть поговорка: «Если ребенка не гладить каждый день по голове, у него засыхает мозг». Конечно, это образное выражение, но оно недалеко от истины. В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении. Особенно полезно гладить ребенка по спине: так вы даете ему понять, что он защищен, вы его поддерживаете и безоговорочно любите.