Муниципальное бюджетное
  образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная
      школа №45" г. Братска
665730, Иркутская обл., г.Братск, ул. Олимпийская 25. Тел. (3953)367591

Памятки для родителей

Памятка родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками

Основные психологические моменты подросткового возраста:

  1. Обострение чувства взросления.
  2. Желание вырваться из-под опеки родителей.
  3. Жажда общения со сверстниками – группирование.

Рекомендации:

  1. Показывать, что Вы любите ребенка просто так!

Пример: Вы можете проявить словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».

  1. Спокойный ровный тон общения при критике: подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон разговора, часто могут ответить тем же – раздражением. Обсуждение – Не нотация! (подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые»). Часто отключаются и перестают воспринимать.
  2. Важно: дисциплина Не ДО, а после установки позитивных отношений и на базе их.
  3. Отделяйте поступок от того, кто его совершает. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумеха. Задавайте вопросы, ведущие ребенка к пониманию последствий действий.

Неверно: опять двойка, лентяй.
Верно: что ты можешь сделать для исправления оценки, когда?

  1. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. Важно отмечать то, что ваш ребенок делает хорошо.
  2. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.
  3. Уважайте право выбора подростка.
  4. Пусть Ваш ребенок почувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним.
  5. Относитесь к детям уважительно: не поучайте их в присутствии сверстников!

Памятка для учителей по повышению мотивации обучения у подростков

  1. Четкая постановка цели перед школьниками, чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
  2. Определение и оглашение сроков реализации поставленной цели (оглашение и обсуждение времени на выполнение работы, задания, изучения темы). Когда я это исправлю, выучу?
  3. По возможности, прикладная направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  4. Четкое и своевременное отслеживание результатов деятельности ребенка в процессе всей работы (учебы).
  5. Предъявление посильных требований к подростку (Зато я могу…).
  6. Разработка методики поощрения (похвала при всей семье). «Хвали за дело – стимулируй мотивацию).
  7. Позитивная направленность действий (обучения), регулярная поддержка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
  8. Формирование положительного стимула. Наказание положительных эмоций не вызывает.
  9. Привлекательность мотиваций Положительная направленность посредством манипуляции:

а) выучишься – поступишь в ВУЗ;
б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;
в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;
г) «ты способен» (сдать, выучить, написать).
10. Так как ведущая деятельность – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребенка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
11. Не сравнивайте результаты обучения Вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению первого.

Памятка для учеников «Как сделать, чтобы учиться было легче»

  1. Четко поставить перед собой цель: чего я хочу добиться, какими знаниями обладать.
  2. Определить и проговорить сроки реализации поставленной задачи, выполнения работы, задания, изучения темы. Когда я это исправлю, выучу?
  3. Обратить внимание, как можно использовать свои знания и навыки на практике (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  4. Четко и своевременно отслеживать свои результаты в работе (Что получилось, что не очень, сколько времени было потрачено).
  5. Замечать и проговаривать свои достижения.
  6. Помнить, что я способен выполнить работу, задание.