Муниципальное бюджетное
  образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная
      школа №45" г. Братска
665730, Иркутская обл., г.Братск, ул. Олимпийская 25. Тел. (3953)367591

Профессиональная ориентация учащихся в МБОУ «СОШ №45»

Профессиональная ориентация в школе - это не разовые мероприятия по знакомству с теми или иными профессиями, а система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о различных профессиях и возможности получения выбранных специальностей. Такая работа должна быть длительной и многоэтапной, с обеспечением преемственности и непрерывности профориентационных воздействий участниками деятельности. Таким образом, в МБОУ «СОШ №45» возникла потребность создания проекта «В поисках своего призвания».
Цель:
создание системы действенной профориентации учащихся,способствующей формированию у обучающихся профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности
Задачи:

  • Создать систему профориентации учащихся через внеурочную деятельность.
  • Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации  и психологическую поддержку всех участников образовательного процесса.
  • Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  • Формирование   у   школьников   способности   соотносить   свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
  • Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

Этапы реализации проекта:
1.Ранняя профориентация (1-4кл.);
2.Профориентация основной школы (5-9 кл.);
3.Профессиональное самоопределение (10-11кл.)
Осуществлять интеграцию и преемственность в обучении позволяет построение работы через внеклассную работу, осуществляемую непосредственно классными руководителями и психологом, через классные часы, собрания, экскурсии, семинары, практические занятия, недели профориентации и др. Все перечисленные формы профориентационной работы тесно связаны между собой и включают в себя следующие компоненты:

    • профессиональное просвещение, которое включает профессиональную информацию. Через них сообщаются школьникам сведения о наиболее распространенных профессиях, способах и условиях овладения ими и так далее.
    • профессиональная активизация, складывающаяся из формирования и развития профессиональных интересов, воспитания уважения к профессии, любви к труду, типологической готовности к работе.
    • профессиональная диагностика, изучающая личность школьника: его потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.
    • профессиональная консультация, помогающая школьникам установить соответствие между индивидуальными психологическими, личностными особенностями и специфическими требованиями той или иной профессии.

Направления, формы и методы профориентационной работы в школе определяются дифференцированно, с учетом возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Составлен план мероприятий с учетом каждого этапа, а также собран весь методический материал готовый для использования педагогами школы.
Также в МБОУ «СОШ №45» внедрена программа «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии» , которая направлена на достижение следующей цели: повышение  у  обучающихся 9-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
В соответствии с целью формулируются задачи программы:

  • повысить информационную готовность к зрелому выбору: информирование обучающихся и родителей о современных потребностях рынка труда и образовательном пространстве города;
  • повысить мотивационно - ценностную готовности к зрелому выбору: сформированности у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией;
  • повышение практической готовности: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
  • выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
  • определение мотивации выбора и ее структуры;
  • определение выраженности и структуры способностей;
  • формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  • определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.

         Программа предусматривает:

  • Знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;
  • Актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;
  • Знаний о том, что лежит в основе успешности любой профессиональной деятельности;
  • Какую роль играет правильный выбор профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;
  • Повышение уровня психологической компетентности обучающихся;
  • Расширение границ самовосприятия;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Рефлексивного отношения к своей деятельности;
  • Пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью “примеривания” на себя различных профессиональных ролей.

Планируемые результаты изучения спецкурса  

  • формирование знаний у обучающихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  • формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
  • принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
  • создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.