Муниципальное бюджетное
  образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная
      школа №45" г. Братска
665730, Иркутская обл., г.Братск, ул. Олимпийская 25. Тел. (3953)367590

О ФГОС в школе

Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем.
С 1 сентября 2011 года МБОУ «СОШ №45» как и все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://standart.edu.ru

Стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка.
По окончании начальной школы ребенок должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов.
В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности.

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Школе предложена рекомендованная программа, на основе которой коллектив школы сформировал свою основную образовательную программу начальной школы (далее - ООП). Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения, коррекционную работу с учащимися.
Родители могут принимать участие в формировании ООП. 20% ООП формируется участниками образовательного процесса. Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.
В соответствии с новыми требованиями к результатам изменено содержание учебников. Наша школа перешла на образовательную систему «Школа 2100», из числа рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. Она обеспечит возможность для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители смогут увидеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Новый стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.).
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
Направление Наименование занятия Класс
спортивно-оздоровительное секция «Здоровей-ка!» 1-4 класс
духовно-нравственное кружок «Школа вежливых наук» 1-4 класс

социальное кружок «Тропинка к успеху» 1 класс
клуб «Мой Братск» 1 класс
кружок «Мы разные, но мы равные» 2 класс
клуб «Сибирь - мой край родной» 2 класс

общеинтеллектуальное кружок «Буквица (Художественный шрифт)» 1-4 класс
кружок «Математика и конструирование» 1 класс
кружок «Геометрия для малышей» 2 класс
кружок «Оригами» 1-2 класс
мастерская «Лего - конструирование» 3-4 класс
общекультурное кружок «Учусь учиться» 1 класс
кружок «Я живу на планете Земля» 1 класс
кружок «Декоративно-прикладное искусство» 1 класс
кружок «Планета общения» 3-4 класс
Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 часов в неделю сверх общей программы обучения.
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе МБОУ «СОШ №45».
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 5 часов в неделю в 1-2 классах; 5,5 часов в неделю в 3 классах.

Режим работы школы: 5-дневная учебная неделя для первоклассников, 6-дневная учебная неделя для обучающихся во 2-4 классах.
Продолжительность уроков в начальной школе: в 1 классе – 35 минут, во 2-4 классах – 40 минут.
Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 учебные недели; во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.
Продолжительность учебной недели выбрана школой: в зависимости от реализуемой ею основной образовательной программы. В первом классе пятидневная учебная неделя, во 2-4 - шестидневная.

Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования к результатам обучения по каждой предметной области.
Для достижения результатов в предметной области «филология» школа реализуют такие предметы, как русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Со 2 класса изучается риторика.
Преподавание иностранного языка вводится со 2 класса.
Информатика в начальной школе изучается как отдельный предмет. Хотя знакомство с различными видами информации осуществляется также на математике, окружающем мире; ввод текста на клавиатуре осваивается н на русском языке.
Область обществознание и естествознание представлена курсом «Окружающий мир»

Обучение в первом классе осуществляется без балльного оценивания и домашних заданий, согласно п. 10.10 СанПиНа.
Группа продленного дня является дополнительной услугой по присмотру за ребенком и может быть организована школой на договорных отношениях с родителями при наличии кадровых и материально-технических условий в школе.
Школа обеспечивает учащихся горячим питанием. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством органами социальной защиты.

Учителя начальной школы и предметники (английский язык, информатика, физкультура) прошли курсы повышения квалификации в предметной области, во владении методикой и технологиями обучения и готовы к реализации новых стандартов.

Все реализуемые в начальной школе программы отражены в основной образовательной программе школы.

Программы обучения начальной школы «Школа 2100» соответствуют возрастным особенностям детей начального школьного возраста и прошли федеральную экспертизу. Об особенностях программ можно узнать в школе, в сети Интернет.
Усвоение программы ребенком зависит как от профессионализма учителя, так и от индивидуальных особенностей ребенка, участия и поддержки родителей, особенно в первый, адаптационный период.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы начального общего образования осуществляет педагог-психолог. Он ведёт учёт индивидуальных особенностей ребёнка; корректирует направленность учебно-воспитательного процесса, соблюдение комфортного психоэмоционального режима.

В школе имеются: 12 учебных классов, 2 компьютерных кабинета, 2 мастерских, 1 спортивный зал, актовый зал, библиотека и читальный зал, медицинский кабинет, кабинет психолога - кабинет психологической разгрузки. Каждый кабинет начальной школы оснащён ноутбуком для учителя и нетбуками обучающихся. В образовательном процессе используются 3 многофункциональных множительных устройства, интердоска, имеется выход в Интернет.
Переоборудован и оснащен новой мебелью столовый зал (100 посадочных мест), частично обновлена мебель учебных кабинетов, которые в основном имеют современное оформление.
Учебно-воспитательный процесс школы полностью обеспечен учебной, учебно-методической и художественной литературой.
В школе имеется библиотека, читальный зал (на 20 человек) и 1 книгохранилище. Обеспеченность комплектом учебников в соответствии с Федеральным перечнем составляет о школе – 100%,

Актуально:

Министерство образования РФ



Единое окно доступа к образовательным ресурсам


Удиная коллекция цифровых образовательных //ресурсов


Федеральный центр образовательных ресурсов


Электронный дневник

Портал итоговой аттестации

Портал итоговой аттестации

Федеральный институт педагогических измерений